УРОК 6

Оглушение звонких согласных Падежи и склонения: Родительно-дательный падеж, Склонения на ի, ու, ան. Употребление родительно-дательного падежа в неопределенном виде  Дательный падеж местоимений  Факторы, при которых существительное употребляется в определенном или неопределенном виде ________________________________________

Оглушение звонких согласных  Ձայնեղբաղաձայններիխլացուն

Буква դ после согласного ր в следующих корнях, а также словах, образованных от этих корней, произносится как թ: 

արդար

справедливый

վաղորդայն

зорька

նյարդ

нерв

արդեն

уже

վարդ

роза

որդ

червь

արդյոք 

разве

գերդ

подобно

որդի

сын

արդյունք

результат

լերդ

свернувшийся

ջարդ

резня

բարդ

сложный

լյարդ

печень

վաղորդյան

утренний

բերդ

крепость

կարդալ

читать

երդում

клятва

բրդել 

крошить

կոկորդ

горло

զարդ

украшение

բուրդ

шерсть

հաղորդ /ել/

сообщать

վրդովել

возмущать

դրդել

побудить

մարդ

человек 

օրիորդ

барышня

   Буква դ произносится как թ также в словах, образованных при  помощи суффиксов. -որդ/ -երորդ, -րորդ/, -ուրդ.

Например: 

 

առաջնորդ

вождь 

գնորդ

покупатель 

վարորդ

водитель

երկրորդ

второй 

հինգերորդ

пятый 

ժողովուրդ

народ

Буква դ после согласного ր произносится как թ в следующих собственных именах: Զարդար, Բարդուղիմեոս, Սիրվարդ, Նվարդ, Վարդան, Վարդևան, Վարդգես, Վարդուհի:  Буква դ в некоторых корнях, а также в словах, образованных от этих корней, произносится как թ, находясь после гласного: դադար (покой, перерыв), դադարել (уставать), օդ (воздух).  Прочитайте вслух. 

 

ՎարդանըՆվարդըորդինէ:

 

Նաարդենբարդգրքերէկարդում:

 

ՎարդուհինուշադիրլսումէրՎարդգեսիհաղորդումը:

 

Օրիորդըգեղեցիկզարդերունի:

 

Վարորդըբարիմարդէ:

 

Այսփողոցըխորդուբորդէ:

 

Մերպարտեզումարդենգեղեցիկվարդերկան:

 

ժողովուրդըսիրումէարդարաշխատանքը:

 

Բժիշկըբուժումէնրանյարդերըևկոկորդը:

 

Նրալյարդըարդենչիցավում:

 

Մենքպարապումենքերկրորդհարկում:

 

Մերդեկանատըհինգերորդհարկումէ:

 

Դպրոցականներնարդյո՞քկարդումենևհասկանումայդբարդգրքերը: 

 

 

ПАДЕЖИ И СКЛОНЕНИЯ ՀՈԼՈՎՆԵՐԵՎՀՈԼՈՎՈՒՄՆԵՐ

Родительно-дательный падеж и склонение существительных  Սեռական-տրակաեհոլովև գոյականներիհոլովումները

Родительно-дательный падеж в армянском языке образуется при помощи внешних и внутренних флексий, согласно которым определяются типы склонения существительных (6 внешних и 2 внутренних).  Например, следующие слова образуют родительно-дательный падеж при помощи внешней флексии:  ուսանող - ուսանողի /ի/ փողոց -  փողոցի /ի/ մարդ  - մարդու /ու/ քույր-  քրոջ/ոջ/ օր - օրվա/վա/ լեռ-  լեռան/ան/ Cледующие слова образуют родительно-дательный падеж при помощи внутренней флексии:  հայր -  հոր/ո/  տուն -  տան/ա/  ուրախություն  -  ուրախության /ա/  Родительно-дательный падеж употребляется либо в определенном, либо в неопределенном виде. В неопределенном виде отвечает на вопросы ու՞մ (кого? чей? иногда - кому?), ինչի՞ (чего? чему?) и выражает в основном определительное значение; в определенном виде отвечает на вопросы ու՞մ (кому?, кого?), ինչի՞ն (чему?) и выражает главным образом значения объекта. 

Примеры определительных значений:

փողոցիանունըևինչի՞անունը

название улицы - название чего?

ուսանողիգիրքըևու՞մգիրքը

книга студента - книга кого? (чья?)

քրոջամուսինըևու՞մամուսինը

муж сестры - муж кого? (чей?)

լեռանգագաթըևինչի՞գագաթը

вершина горы - вершина чего?

օրվածրագիրըևինչի՞ծրագիրը

программа дня - программа чего?

հորպատիվըևու՞մպատիվը

честь отца - честь кого? (чья?)

Примеры значения объектности:

 

Նաբացատրումէուսանողին /ու՞մ/:

Он объясняет студенту (кому?).

Նագովումէուսանողին /ու՞մ/:

Он хвалит студента (кого?)

Նամակըտուրայնմարդուն /ու՞մ/:

Письмо дай тому человеку (кому?). 

Դուճանաչու՞մեսայնմարդուս /ու՞մ/: 

Ты знаешь того человека (кого?) 

Նրանքենթարկվումենհրամանին /ինչի՞ն/: 

Они подчиняются приказу (чему?) 

Դուվստահու՞մեսայդփաստերինփեչերի՞ն/: 

Ты доверяешь этим фактам? (чему?) 

Родительно-дательный падеж выражает также значение обстоятельственности, при этом отвечает на вопросы: որտե՞ղ (где? куда?), ե՞րբ (когда?), ինչու", ի՛նչնպատակով (зачем? с какой целью?).  Примеры обстоятельных значений: 

Նանստածէաթոռին /որտե՛ղ/: 

Он сидит на стуле (где?). 

Դուազա՞տեսայդժամին /ե՞րբ/: 

Ты свободен в этом часу (когда?). 

Նաչինայումգրատախտակին /ու՞ր/: 

Он не смотрит на доску (куда?). 

Մենքհանդիպելուենքմայիսին /ե՞րբ/: 

Мы встретимся в мае (когда?). 

Նագնումէանտառորսի /ինչու՞/: 

Он идет в лес на охоту (зачем?). 

Поскольку формообразование родительно-дательного падежа тесно связано с типами склонения существительных, считаем целесообразным изучать особенности родительно-дательного падежа параллельно со склонениями существительных. 

Внешнее склонение  Արտաքինհոլովումներ

К внешнему склонению относятся существительные, которые образуют родительно-дательный падеж при помощи одного из следующих окончаний: ի, ու, սա, ոջ, վա, ց.  Эти окончания прибавляются к прямой, начальной форме слова, которая в известных случаях подвергается чередованию (см. урок №4) 

Склонение на “ի”

 

К склонению на “ի” относятся имена существительные, которые образуют родительно-дательный падеж при помощи окончания ի. Родительно-дательный падеж при помощи окончания ի образуют:  1.Большая часть имен существительных, а также других частей речи, выступающих в роли существительного.  Примеры: 

քաղաք- քաղաքի /ն/

город - города, городу

սեղան - սեղանի /ն/

стол - стола, столу

գիրք - գրքի/ն/

книга - книги, книгу

բանվոր -  բանվորի /ն/

рабочий - рабочего, рабочему

կարմիր- կարմիրի /ն/

красный - красного, красному

ուժեղ - ուժեղի/ն/

сильный сильного, сильному

 

2.Множественное число имен существительных, если оно образовано при помощи окончаний եր или ներ.  Примеры: 

գրքեր-  գրքերի/ն/

книги - книг, книгам

այգիներ - այգիների /ն/

сады - садов, садам

մայրեր-  մայրերի /ն/

матери - матерей, матерям

օրեր- օրերի/ն/

дни-  дней, дням

Склонение на “ու”  “ու”հոլովում

К склонению на “ու” относятся имена существительные, которые образуют родительно-дательный падеж при помощи окончания ու.  Родительно-дательный падеж при помощи окончания ու образуют:  1.Существительные, которые на конце имеют гласный ի. Перед окончанием ու гласный ի выпадает (исключение составляет слово ձի). 

այգի- այգու/ն/

сад - сада, саду

որդի - որդու/ն/

сын - сына, сыну

գինի  - գինու/ն/

вино -  вина, вину

թշնամի  - թշնամու /ն/

враг  - врага, врагу

ձի - ձիու/ն/

лошадь  -лошади

2.Существительные մարդ, ամուսին, անկողին: 

մարդ - մարդու/ն/

человек - человека, человеку

ամուսին  - ամուսնու/ն/

муж - мужа, мужу

անկողին - անկողնու/ն/

постель - постели

 

Запомните!  а)Существительное անկողին относится также к склонению на “ի” /անկողնի/.  б)Поскольку существительное մարդ множественное число образует при помощи окончания իկ, а не եր или ներ, то во множественном числе родительно-дательного падежа оно имеет форму մարդկանց (людей, людям).  3. Инфинитив, когда субстантивируется и употребляется как названия действия. В русском языке значения таких форм инфинитива передаются при помощи отглагольных существительных. 

Примеры: 

սովորել - սովորելու /ն/

учиться - учебы, учебе

մեկնել - մեկնելու /ն/

отправляться - отправления, отправлению

կարդալ - կարդալու /ն/

читать - чтения, чтению

 

Склонение на “ան”  “ան” հոլովում

К склонению на “ան” относятся имена существительные, которые родительно-дательный падеж образуют при помощи окончания ան.  Родительно-дательный падеж при помощи окончания ան образуют:  1)отглагольные существительные, имеющие на конце суффикс ում. Этот суффикс при образовании родительно-дательного падежа; подвергается чередованию (гласный ու выпадает).  Примеры: 

բաժանում - բաժանման/ը/

деление - деления, делению

հանդիպում - հանդիպման /ը/

встреча - встречи, встрече

որոշում - որոշման/ը/

решение - решения, решению

փակում - փակման/ը/

закрытие - закрытия, закрытию

քննարկում - քննարկման/ը/

обсуждение - обсуждения, обсуждению

2)следующие односложные существительные (которые в древнеармянском языке на конце имели согласный ն): 

գառ- գառան/ը/ 

ягненок - ягненка, ягненку 

դուռ - դռան/ը/ 

дверь- двери 

եզ - եգան/ը/ 

вол - вола, волу 

թոռ - թոռան/ը/ 

внук - внука, внуку 

նուռ  - նռան/ը/ 

гранат - граната, гранату 

ձուկ - ձկան/ը/ 

рыба - рыбы, рыбе 

մուկ - մկան/ը/ 

мышь - мыши 

լեռ - լեռան/ը/ 

гора - горы, горе 

ծունկ - ծնկան/ը/ծնկի /ն/ 

колено - колена, колену 

ծոռ - ծոռան/ը/ծոռի /ն/ 

правнук - правнука, правнуку 

 

3) словаգարուն, աշուն, ամառ, ձմեռ: 

գարուն - գարնան /ը/ 

весна - весны, весне (весной) 

աշուն - աշնան/ը/ 

осень - осени (осенью) 

ամառ - ամռան /ը/ 

лето - лета, лету (летом) 

ձմեռ - ձմռան/ը/ 

зима - зимы, зиме (зимой) 

 

Запомните!  Существительные ամառ, ձմեռ также относятся к склонению на վա: ամառվա, ձմեռվա.  4.Существительное մանուկ:  մանուկ - մանկան/ը/  младенец  - младенца, младенцу  Запомните!  Собственное имя Մանուկ относится к склонению на ի։Մանուկի/ն/.  5.Существительное մահ, причем перед окончанием ան прибавляется согласный վ /վ + ևանևվան/:  մահ - մահվան /ը/ также մահի /ն/ смерть  - смерти  Употребление родительно-дательного падежа в неопределенном виде Սեռական-տրականհոլովիանորոշառմանկիրառությունները  Родительно-дательный падеж употребляется только в неопределенном виде, когда выступает в качестве:  а) несогласованного определения, которое отвечает на вопросы ու՞մ (кого?), ինչի՞ (чего?) и ставится обычно перед определяемым словом.  Примеры: 

ուսանողիգիրքը

книга студента 

գրքիբովանդակությունը

содержание книги 

աչքերիգույնը

цвет глаз 

այգուծառերը

деревья сада 

որդուսերը

любовь сына 

մարդուպատիվը

честь человека 

զեկուցմանիմաստը

смысл доклада 

թոռանանունը

имя внука 

նռանգույնը

цвет граната 

գարնանշունչը

дыхание весны 

մանկանմայրը

мать младенца 

մահվանպատճառը

причина смерти

արևիջերմությունը

тепло солнца 

б) обстоятельства цели, которое отвечает на вопросы: ինչի՞, ինչու՞ (почему? зачем?), ի՞նչնպատակով (с какой целью?). Таким обстоятельством цели управляют глаголы, выражающие однонаправленное движение գնալ (идти), գալ (прийти), մեկնել (отправляться, ехать), ուղևորվել (направляться).  Примеры:  Գնումեմպարապմունքի - иду на занятие Գալիսեսդասի- идешь на урок  Մեկնումէգործուղման - едет в командировку  Часто в роли такого обстоятельства цели выступает инфинитив в родительно-дательном падеже: 

Գնումէսովորելու, աշխատելու, գտնելու 

Идет (чтобы) учиться, работать, искать. 

Ուղևորվումէհանդիպելու, համոզելու, կառուցելու 

Направляется (чтобы) встретить, уговорить, строить. 

Գափսէօգնելու, լսելու, հիանալու 

Приходит (чтобы) помогать, слушать, восхищаться. 

 

  1. Слова, управляемые некоторыми предлогами и большим количеством послелогов;  а) родительно-дательным падежом управляют предлоги: հանուն(во имя, за), հօգուտ(в пользу), ըստ (по, согласно), ընդդեմ (против). 

Նրանքկռվումէինհանունհայրենիքի: 

Они сражались за родину. 

Հարցերըլուծվեցինհօգուտուսանողների: 

Вопросы были решены в пользу студентов. 

Աշակերտներըտարբերվումենըստընդունակությունների: 

Ученики различаются по способностям. 

Նաբողոքումէընդդեմսխալների: 

Он протестует против ошибок. 

 

б) родительно-дательным падежом управляют послелоги:

 

առաջ, առջև

перед, напротив

հետ

с

վերաբերմամբ

по отношению к

առթիվ

по случаю

մասին

о, об

վրա

на

դեմ 

против

մեջ

в

տակ

под

դիմաց

напротив

միջև

между

առաջ

перед

համար

для

նկատմամբ

по отношению к

մոտ

у, около

հանդեպ

по отношению к

պես

как, подобно

 

 

 

առաջ

перед

դիմաց

напротив

հայացքի

взглядом (на глазах)

շենքի

здания

ոտքերի

ногами (под ногами)

պատուհանի

окна

դռան 

дверью

այգու 

сада

առթիվ

по случаю

համար

для

տոնի

праздника

որդու 

сына

հաղթանակի

победы

դպրոցի 

школы

հանդիպման

встречи

գործի

дела

դեմ

против

հանդեպ

по отношению к

կեղծիքի

лжи

ուսուցչի

учителю

նպատակի

цели

ուսանողի

студенту

թշնամու

врага

ոսկու

золоту

հետ

c

մասին

о

մարդու 

человеком

գրքի 

книге

բանվորի

рабочим

կարծիքի

мнении

ընկերուհու

подругой

ամուսնու

муже

մոտ

у, около

նկատմամբ, վերաբերմամբ

по отношению к

կանգառի

остановки

մարդու 

человеку

դռան 

двери

աշխատանքի 

работе

այգու 

сада

երգչուհու

певице

մեջ

в

միջև

между

պահարանի

шкафу

կարծիքների

мнениями

նամակի

письме

ընկերների

товарищами

հոգու

душе

գույների

цветами

պես

как

տակ

под

գարնան

весна

սեղանի 

столом

լույսի

свет

պատի

стеной

արևի

солнце 

ծառի

деревом

վրա

на

 

 

սեղանի 

столе

 

 

գրքի 

книге

 

 

սրտի

сердце

 

 

 

Дательныйпадежличныхинекоторых указательныхместоимений  Անձնականևմիքանիցուցական դերանուններիտրականհոլովը

  1. Личные местоимения в родительном и дательном падежах имеют различные формы. Формы родительного падежа называются  также притяжательными местоимениями (см. Урок III). 

Формы дательного падежа личных местоимений 

Ед.ч.

Мн.ч.

мне - меня

ինձ 

нам - нас

մեզ 

тебе  - тебя

քեզ 

вам - вас

ձեզ 

ему - его

նրան 

им - их

նրանց 

самому (ему) - самого (его), самой (ей) - самой (ее)

իրեն 

самим (им) - самих (их)

իրենց 

Запомните!  а)Личные местоимения III лица во множественном числе в дательном и родительном падежах имеют одну и ту же форму (նրանց, իրենց).  б)Личные местоимения

 

ինքս

я сам, сама

ինքդ 

ты сам, сама

ինքներս

мы сами

ինքներդ 

вы сами

ինքները 

они сами

 

косвенных падежей не имеют и в предложении могут быть только подлежащим.  2. Указательные местоимения սա, դա, նա, սրանք, դրանք, նրանք родительный и дательный падежи образуют подобно личным местоимениям. 

Родительный падеж

Дательный падеж

սրա

этого этой

սրան

этому этой

դրա

этого этой

դրան

этому этой

նրա

того (его) той (ее)

նրան

тому той

 

Սրանք, դրանք, նրանք в родительном и дательном падежах по форме не различаются.

սրանց   - этих этим - դրանց этих этим նրանց тех тем

  1. Дательный падеж личных местоимений (а также указательных) в предложении употребляется:  а)в роли прямого дополнения: 

սիրումէ

любит  

տեսնումէ

видит 

Ինձ

меня 

նանրան

его, ее 

քեզ

тебя

իրեն

самого (его), саму (ее)

պատժումէ

наказывает

գովումէ

хвалит

մեզ

нас 

նրանց

их 

ձեզ

вас

իրենց

самих (их)

б)в роли косвенного дополнения: 

հանձնումէ

сдает

նվիրումէ дарит 

 

ինձ

(ко) мне 

նանրան

(к) (н)ему (н)ей 

քեզ

(к) тебе

իրեն

(к) самому (ему), самой (ей)

մոտենումէ

подходит

պատմումէ

рассказывает

մեզ

(к) нам 

նրանց

(к) (н)им 

ձեզ

(к) вам

իրենց

(к) самим (им)

в)с некоторыми послелогами:

 

մոտ

около

չափ

в размере, с , со

հետ

с, вместе с

համար

для

պես

как, подобно

а также с предлогами

հօգուտ

в пользу

հանուն

во имя

հանձինս

в лице

Надо отметить, что местоимения III лица с указанными предлогами и послелогами употребляются в форме родительного падежа (т. е. в качестве притяжательных местоимений).  Примеры: 

ինձմոտ

у меня

մեզհամար

для нас

ինձհետ

со мной

ձեզչափ

как вы (сколько вы)

քեզհամար

для тебя

ձեզպես

как вы

քեզպես

как ты

նրամոտ

у него, у нее

մեզվրա

на нас

հանձինսմեզ

в нашем лице

իրհամար

для самого (него), для самой (нее)

հօզուտքեզ

в пользу тебе, (в твою пользу)

հանունձեզ

во имя вас, ради вас

հանունինձ

во имя меня, ради меня

հանուննրա

во имя него (нее), ради него (нее)

 

Факторы, при которых существительное употребляется в определенном или неопределенном виде  Գործոններ, որոնցառկայությամբգոյականնօգտագործվումէորոշյալկամանորոշառումով  Категории определенности и неопределенности свойственны только именительному и родительно-дательному падежам имен существительных.  I. Существительное обычно употребляется в определенном виде если:  1.название предмета уже упоминалось в речи, например:

Բակումխաղումէրմիփոքրիկտղա: Տղանմեզչէրնայում: 

Во дворе играл маленький мальчик. Мальчик на нас не смотрел.

Անահիտըծաղիկներէրհավաքում: Ծաղիկներըշատգեղեցիկէին: 

Анаит собирала цветы. Цветы были очень красивыми. 

2.имеют определения, выраженные:  а) превосходной степенью прилагательного:

 

ամենամեծքաղաքը

самый большой город

ամենաբարձրլեռը

самая высокая гора

ամենալավտղան

самый хороший мальчик

ամենահամեստմարդը

самый скромный человек 

б)родительно-дательным падежом существительных, а также других частей речи, выступающих в роли несогласованного определения: 

Երևանիշենքերը, ջուրը, փողոցները

здания, вода, улицы Еревана

համալսարանիուսանողները, դասախոսները

студенты, преподаватели университета  

աշնանբերքը, գույները, քամիները

урожай, цвета, ветры осени

в)указательными (в основном այս, այդ, այն, նույն) и определительными (в основном բոլոր, ողջ, ամբողջ) местоимениями:  այսքաղաքը, տունը, մարդը этот город, дом, человек

բոլորգրքերը, հարցերը, ընկերները все книги, вопросы, товарищи  Запомните!  Существительные, выражающие значение времени: շաբաթ (неделя, суббота), ամիս, տարի, առավոտ, երեկո, ամառ, ձմեռ, գարուն, աշուն, գիշեր, կեսօր, выступая в роли обстоятельства времени, часто употребляются в неопределенном виде, несмотря на наличие определений, выраженных указательными местоимениями.  Примеры: 

Այստարինաավարտումէդպրոցը: 

В этом году он кончает школу. 

Այդգիշերնակարդումէրքոգիրքը: 

В эту ночь (этой ночью) он читал твою книгу. 

Այնշաբաթեսհիվանդէի: 

В ту неделю (на той неделе) я была больна. 

Այսձմեռեսչէիմրսում: 

В эту зиму (этой зимой) я не мерзла. 

г) некоторыми словами, которые выражают значение определенности: 

նախորդ

предыдущий

Նախորդզեկուցումը, օրը, հարցը:

Предыдущий доклад, день, вопрос.

հաջորդ

cледующий

Հաջորդ դասը, ընկերը, շարքը:

Следующий урок, товарищ, ряд.

վերջին

последний

Վերջինմեքենան, կանգառը, էջը:

Последняя машина, остановка, страница.

նշված

отмеченный

Նշվածանունը, բառը, վերնագիրը:

Отмеченное имя, слово, заглавие. 

  1. Существительное обычно употребляется в неопределенном виде:  1.Если название предмета в речи упоминается впервые: Նահագնումէնորվերարկուևգեղեցիկկոշիկներ:  Он носит новое пальто и красивые туфли.  2.Если название предмета употребляется лишь в номинативной функции: 

Ասամիքանիմրգերիանուններ: 

Скажи несколько названий фруктов. 

Խնձոր, դեղձ, տանձ, խաղալ, ծիրան: 

Яблоко, персик, груша, виноград, абрикос. 

3.Если название предмета употребляется в значении части целого.  Նախաճաշիժամանակեսուտումեմհաց, կարագ, մեղր, խմումեմսուրճ:  Во время завтрака (за завтраком) я ем хлеб, масло, мед, пью кофе

 

4.Если существительные имеют определения, выраженный:  а) неопределенными местоимениями:

ինչ-որ, ինչ-ինչ, որոշ, (какой-то, некоторый),

ուրիշ, այլ (другой, иной),

որևէ, որևիցե (какой-нибудь),

միքանի (несколько).  б) определенными местоимениями:  ամեն, ամենմի, յուրաքանչյուր (каждый, всякий),  в)отрицательным местоимением ոչմի (никакой),  г)вопросительным местоимением  քանի՞ (сколько?). 

Նաինչ-որգիրքէրթերթում: 

Он листал какую-то книгу. 

Բակումմիքանիտղաներծառէինտնկում: 

Во дворе несколько мальчиков сажали деревья. 

Յուրաքանչյուրքաղաքացիկատարումէիրպարտականությունը: 

Каждый гражданин выполняет свой долг. 

Ոչմիմայրպատերազմչիուզում: 

Ни одна мать не хочет войны. 

Դուքանի՞ընկերունես: 

Сколько у тебя друзей? 

Текст 

ՄԵՐԲՆԱԿԱՐԱՆԸ 

Եսապրումեմքաղաքիկենտրոնում:

 

Մերբնակարանըգտնվումէմիգեղեցիկնորակառույցշենքում:

 

Մերշենքըտասհարկանիէ:

 

Ներքևիհարկումկամթերայինխանութևժամանակակիցլվացքատուն:

 

Մթերայինխանութնունիկաթնեղենի, ձկնեղենի, մսիևհրուշակեղենիբաժիններ: 

 

Մերշենքիբնակիչներըհաճախենիրենցսպիտակեղենըհանձնումլվացքատունևմեկ-երկուօրանցստանումենմաքուրևարդուկածվիճակում:

 

Մերշենքումկակենտրոնականջեռուցում, աղբատարխողովակ, վերելակ: 

 

Եսբնակվումեմերրորդհարկում:

 

Մերբնակարանըերեքսենյականոցէ:

 

Մենքունենքընդհանուրսենյակևերկուննջասենյակ:

 

Ընդհանուրսենյակիաջկողմումմերխոհանոցնէ, իսկխոհանոցիաջկողմումգտնվումենլողասենյակըևզուգարանը: 

 

Մերընդհանուրսենյակիևննջասենյակներիկահույքընորէ:

 

Հայրիկիննջասենյակըմիաժամանակաշխատասենյակէ:

 

Այդտեղհայրիկըառանձնանումէևաշխատում: Սենյակիձախպատիմոտգրապահարաննէ, իսկգրապահարանիդիմաց՝գրասեղանը:

 

Ննջասենյակումմահճակալներուզգեստապահարաններկան։

 

Մերընդհանուրսենյակումկամիմեծսեղան, գեղեցիկպահա- 

 

րաններ, բազմոց, բազկաթոռներ, աթոռներևգունավորհեռուստացույց: 

 

Մերբնակարանիառաստաղըբարձրէ, բոլորսենյակներըլուսավորեն, արևոտ: 

 

իմսենյակիպատուհանըբացվումէՄեծևՓոքրՄասիսներիԱրարատյանդաշտիվրա: 

 

Եսերբեմնկանգնումեմպատուհանիմոտուերկարնայումսքանչելիտեսարանին: 

 

Մերբնակարանըշատհարմարէթե՛լավաշխատելու, թե՛հանգստանալուհամար: 

 

   Словарь 

նորակառույց շենք

новостройка 

կենտրոնականջեռուցում

центральное отопление 

նորակառույցշենք

новое здание 

աղբատարխողովակ

мусоропровод

տասհարկանի

десятиэтажный 

երեքսենյականոց

трехкомнатная 

կաթնեղեն

молочные изделия 

ննջասենյակ

спальня 

հրուշակեղեն

кондитерские изделия 

աշխատասենյակ

кабинет 

ձկնեղեն

рыбные изделия (продукт)

զգեստապահարան

гардероб 

ժամանակակիցլվացքատուն

современная прачечная

գրապահարան

книжный шкаф 

օգտագործվածսպիտակեղեն

использованное белье 

գրասեղան

письменный стол 

մեկ-երկուօրանց

через день-два 

Թե...թե

сочинительный союз и... и. 

արդուկածվիճակում

в выглаженном виде 

 

 

 

Диалоги 

- Բարև՛Հա՛յկ, ու՞րեսգնում: 

 

- Բարև՛,Արմե՛ն, եստունեմգնում: 

 

- Որտե՞ղէձերտունը: 

 

- Քաղաքիհյուսիսայինծայրամասումէ, բայցդաշատլավտեղէ: 

 

- Դաձե՞րտուննէ: 

 

- Ո՛չ,մենքապրումենքնորակառույցշենքում: 

 

- Ձերշենքըբազմահա՞րկէ: 

 

- Այո՛,մերշենքըտասհարկանիէ, բայցմերբնակարանըերրորդհարկումէ: 

 

- Ձերշենքիմոտխանութներ, կենցաղայինսպասարկմանկետերկա՞ն: 

 

- Այո՛,իհարկե, մերշենքիառաջինհարկումմթերայինխանութկա, լվացքատուն, վարսավիրանոցևկարիարհեստանոց: 

 

- Ի՞նչբաժիններունիձերմթերայինխանութը: 

 

- Կաթնեղենի, հրուշակեղենի, մսի, ձկնեղենի, հանքայինջրերիևհյութերիբաժիններ: 

 

- Հրուշակեղենիբաժնումհամեղթխվածքներլինու՞մեն: 

 

- Այո՛,մերխանութիհրուշակեղենիբաժնումբազմապիսիևհամեղթխվածքներենլինում: 

 

- Ձերլվացքատունըլա՞վէաշխատում: 

 

- Այո՜,լավէաշխատումևմերտնտեսուհիներինշատէօգնում: Նրանքմեծլվացքըհանձնումենլվացքատունևմեկ-երկուօրհետոստանումենմաքուրևարդուկածվիճակում: 

 

- Դուքքանի՞սենյակունեք: 

 

- Մենքերեքսենյակունենք, մերբնակարանըերեքսենյականոցէ: 

 

- Ձերսենյակներըլուսավո՞րեն: 

 

- Մերընդհանուրսենյակըշատլուսավորէ, բայցննջասենյակներումարևնընկնումէմիայներեկոյան: 

 

- Ձերբնակարանիկահույքընո՞րէ: 

 

-Այո՛,մերկահույքընորէ: Ննջասենյակներումկանմահճակալներ, զգեստապահարաններ,գրադարակներ: Հայրիկիննջասենյակըմիաժամանակաշխատասենյակէ, այդպատճառովէլայնտեղգրապահարանևգրասեղանկա: 

 

Ընդհանուրսենյակումմիմեծսեղանկա, պահարաններ, բազկաթոռներ,աթոռներևհեռուստացույց:Մենքավելորդիրերչենքսիրում, բայցբոլորանհրաժեշտհարմարություններնունենք: 

 

- Տեսնումեմ, որդուհավանումեսձերբնակարանը: 

 

- Ճիշտէ, մերբնակարաննինձդուրէգալիս: Այնտեղկարելիէևլավհանգստանալ, ևլավաշխատել: 

 

Словарь 

հյուսիսայինծայրամաս

северный конец, край

շատլավ

очень хороший 

բազմահարկ

многоэтажный 

կենցաղայինսպասարկման

пункт бытового

/կենցաղսպասարկման/ կետ

обслуживания

կարիարհեստանոց

швейная мастерская 

հանքայինջուր

минеральная вода 

արևեընկնումէ

солнце падает (попадает) 

այդպատճառով

поэтому 

անհրաժեշտհարմարություն

необходимое удобство

Դուհավանումեսբնակարանը

Квартира нравится тебе. 

 հավանել

переходный глагол, поэтому существительное բնակարան является прямым объектом, субъектом же является лицо, кому этот прямой объект нравится (դու). 

Բնակարաննինձդուրէգալիս:

Квартира мне нравится.

դուրգալ

сложносоставной глагол, непереходный

Переведите на армянский язык: 

Ты живешь в центре города, а я живу на северной окраине города.

 

Наша квартира находится в новом здании.

 

Это многоэтажное здание.

 

Наша квартира на втором этаже.

 

На первом этаже нашего здания есть продуктовый магазин, парикмахерская, швейная мастерская.

 

В продуктовом магазине есть много отделов.

 

Здесь всегда продаются свежие молочные изделия и вкусное печенье.

 

В нашем здании есть центральное отопление, лифт, мусоропровод.

 

Наша прачечная работает хорошо и очень помогает хозяйкам.

 

Они часто большую стирку сдают в прачечную. 

 

Наша квартира трехкомнатная.

 

У нас новая мебель.

 

В спальных комнатах есть кровати, гардеробы, книжные полки.

 

В спальне отца есть большой книжный шкаф и письменный стол.

 

Его спальня одновременно и кабинет.

 

Здесь он работает и отдыхает. 

 

Мебель нашей общей комнаты красивая и удобная.

 

У нас нет лишних вещей, мы не любим лишние вещи.

 

У нас есть все необходимые удобства. 

 

Наша квартира светлая, солнечная.

 

Окно моей комнаты большое и открывается на Араратскую долину и гору Масис.